Евгений Лансере в Коломенском!

В выставочных залах Сытного двора в Коломенском при участии Московского Государственного объединенного музея-заповедника, Дагестанского музея изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой, музея истории г. Махачкалы и частных коллекционеров открыт уникальный выставочный проект «Дагестан глазами Евгения Лансере». Выставка посвящена яркой странице творчества выдающегося русского художника Евгения Евгеньевича Лансере (1875-1946).

Вид из Гуниба на юг.
27.07.1925 г.
Бумага, темпера

Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой и потомки художника представят на выставке более 400 экспонатов. Лансере происходил из знаменитой русской художественной семьи. Отец – скульптор Е. Лансере, мать – внучка архитектора Кавоса, строителя Больших театров в Петербурге и Москве, сестра – Зинаида Серебрякова. Своим учителем Е. Лансере считал родного дядю, Александра Бенуа. Евгений Лансере принадлежал к молодому поколению членов «Мира искусства». Еще в дореволюционные годы он стал выдающимся русским графиком. Художник приобрел известность как живописец-монументалист, театральный декоратор; впоследствии работал в области прикладного искусства, выполнив несколько проектов для фарфорового завода. Влечение к кавказской тематике художник получил от отца, по его собственному выражению, «как наследственность».

Тидиб вечером.
Бумага, акварель

Дорога на Кавказ началась с его работы над иллюстрациями к произведению Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат» (1912-1913 годы). После революции художник надолго связывает свою жизнь с этой землей. Сначала он селится в Дагестане, затем в Тбилиси. В Москву переезжает только в 1933 году. Выставка впервые покажет московскому зрителю уникальную коллекцию рисунков, акварелей, гуашей и живописных работ, созданных Лансере в разные годы в Дагестане и хранящуюся ныне в Махачкалинском музее изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой. В экспозиции представлены пейзажи, виды дагестанских сел, в том числе таких знаменитых, как Гуниб.

000

Фляга дорожная двуручная.
Дагестан, с. Балхар.
II половина XX в.
Глина, ангоб; роспись, обжиг

Целый ряд зарисовок посвящен этнографическим подробностям местного быта. Интересны портреты местных жителей, с которыми был знаком художник. Несколько работ связаны с жизнью казачества на Кавказе. Все представленные произведения отмечены редким талантом графика и акварелиста. В то же время немногие живописные работы свидетельствуют о том, что именно в этот период Лансере-живописец поднялся до уровня выдающегося графика. Особое и значительное место на выставке занимают этнографические материалы из Махачкалинского музея.

Дагестан – поистине заповедник художественных промыслов. Создававшееся на протяжении многих веков декоративно-прикладное искусство Дагестана, обрело своеобразные национальные черты и традиции, выработанные многими поколениями мастеров. Мастера из Дагестана принимали участие во всевозможных выставках: на Кавказских выставках в Тифлисе, на Международных художественно-промышленных выставках изделий из металла и камня, на всемирной выставке 1900 г. в Париже, на Всероссийской художественной выставке в Петербурге 1902 г. и др. Многие из них получали заслуженные награды.

Диван.
Дагестан, с. Обох.
Конец XIX – начало XX вв.
Дерево; резьба, крашение

Интерьер типичного дагестанского жилища включал традиционный набор предметов домашней утвари, которая, как правило, покрывалось резьбой, декорировалось чеканкой, гравировкой. Так же декорировалась и мебель в горском жилище – диваны, лари, табуреты и др. В интерьере можно было встретить множество ковров и ковровых изделий: ковры, паласы, арбабаши, циновки, украшенные золотым и серебряным шитьем подушки, завесы и др. Традиционный мужской костюм дополнялся изящно отделанным оружием, газырями, поясом, вышитым башлыком. Особенно богато был украшен традиционный женский костюм: серебряные подвески, бусы, пояса, браслеты, серьги, кольца выполненные в разной ювелирной технике. В начале ХХ века распространение получила техника эмали. Головные уборы украшались височными подвесками, налобными украшениями и т. д. В конце XIX – начале XX вв. дагестанские мастера изготавливали большое количество оружия для казаков и офицеров. Так называемые шашки “азиатского”, кавказского”, “казачьего” образца.

Блюдо-поднос.
Азербайджан, с. Лагич.
Конец XIX –начало XX вв.
Медь, полуда; гравировка

Повсеместное распространение в Дагестане получила обработка дерева: изготавливались диваны, стулья, люльки, разнообразная кухонная утварь (солонки, чесночные ступки, шумовки, поставцы, ложки и т.д.) чаще всего изделия из дерева украшались резьбой. Уникальны и деревянные колонны – столбы (корневые столбы) в интерьерах культовых и жилых помещений, отделанные резьбой с большим мастерством и украшенные орнаментом. Они занимали центральное место в доме, возможно первоначально столбы олицетворяли Древо жизни. В традиционном горском доме количество мебели было минимальным: диваны, лари, сундуки, скамьи, табуреты, детские люльки, которые украшались резьбой, также украшались и потолочные решетки, прялки, гребни для чесания шерсти, и т.д. Основной принадлежностью интерьера был деревянный диван, украшенный резным орнаментом. Почти в каждом доме можно было встретить цагуры – деревянные лари для зерна, муки, лицевая часть их была покрыта резьбой. Разнообразная деревянная посуда: мерки для зерна (сахи), солонки, поставцы, подносы, дуршлаги , шумовки и т.д. украшались традиционным резным орнаментом. Особое место среди бытовой утвари занимают поставцы – изысканностью, красотой и разнообразием форм и резного орнамента.

Кумган.
Дагестан, аварцы.
Конец XIX – начало XX вв.
Медь, полуда; гравировка, чеканка

На выставке представлены архитектурные детали дома (фрагмент резного потолка, двери, дверные завесы, резной каменный очаг и светильник), мебель (диван, детская люлька, табурет), ковры и вышивки, бытовые предметы из металла, керамики, дерева. Целый комплекс связан с мужским миром дагестанского дома: художественное оружие, конская упряжь, бытовые принадлежности. Особо хочется отметить коллекцию серебряных украшений. Ювелирное искусство Дагестана XIX -нач. XX вв. отличалось высокими художественными качествами. Дагестанское художественное серебро указанного периода характерно многообразием традиционных форм, широким кругом используемых ювелирных техник: литья, ковки, зерни, филиграни, гравировки, чернения, эмали, всевозможных видов насечек по металлу, кости. Мастера также использовали для украшения ювелирных изделий драгоценные и полудрагоценные камни (альмандин, бирюза, коралл). Всего в экспозиции представлено более 100 ювелирных предметов.

000

Петушок филигранный – навершие на шапочку.
Дагестан, аварцы.
Начало XX в.
Серебро, филигрань, кораллы, цветная паста; оксидировка

Все они являются великолепными произведениями декоративно-прикладного искусства и датируются периодом пребывания Лансере в Дагестане. В коллекции ДМИИ им. П.С. Гамзатовой хранятся уникальные предметы камнерезного ремесла XIV – XV вв. Среди них – тимпан арочного окна с изображением сцены борьбы, и надписью на персидском языке. К более позднему периоду относятся предметы быта (светильники, подставки под прялку, ступки, каминные плиты) покрытые резьбой с растительным орнаментом. Чеканная утварь бытовала в каждом дагестанском доме. В основном это были водоносные сосуды, кувшины-водолеи, кружки, подойники, мерки, большие настенные блюда с орнаментом. Многообразно и богато ковровое искусство Дагестана. Коврами украшались стены и полы, ковровые изделия – хурджины, накидки на седла, подушки долгое время являлись незаменимыми предметами в обиходе и пользовались широким спросом.

000

Килим «Дум».
Дагестан, аварцы- кумыки.
Конец XIX в.
Шерсть; килимное плетение с зазорами

Помимо ковровых изделий дагестанские мастерицы создавали прекрасные изделия украшенные золотным и серебряным шитьем: кобуры для пистолетов, футляры для гребешков, зеркал, подчасники, сумочки для рукоделия “бохча” в виде объемных шкатулок и плоских конвертов, вышитые бархатные подушки, завесы для ниши, попоны для лошади, намазлыки, хурджины. Золотным шитьем нередко украшались и детали праздничного костюма, рукава, воротники, подолы платья, налобная часть и лента головного убора, пояса, женские туфли, детские шапочки, мужские башлыки, головные платки.

Для Дагестана характерно большое разнообразие бытовой керамики. Мастера делали посуду для приготовления и подачи хмельных напитков, молочных продуктов, воды, столовую посуду, изделия иного назначения – чираги-светильники, черепицу. В одних селах изготавливались большие тарные сосуды для хранения зерна, муки, маслобойки, ступки, чабанские фляги, в других – производились большие сосуды для хранения зерна, водоносные кувшины, маслобойки, подойники, миски, кружки. Гончарным делом по традиции занимались мужчины. Дошедшие до нас образцы керамики при всей их простоте поражают красотой и изяществом форм. Экспонирование предметов перечисленных видов дагестанского искусства позволяет создать тот образ Дагестана, который некогда предстал перед глазами Евгения Лансере. Многие бытовые подробности, которые мы видим в его графических и живописных работах, оживают в реальных выставочных экспонатах.

Выставка работает до 16 марта 2014 г.

Аккредитация для СМИ по тел. 8 (499) 614-88-80, 8 (903) 203-15-52, e-mail: pressamgomz@yandex.ru

Поделиться в соцсетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Система Orphus