Выставочный проект “Резная кость. Творения русских мастеров XVIII – XIX веков”

Выставка знакомит посетителей с искусством резьбы по кости. На выставке представлено более 200 предметов, весьма ценных по своему художественному уровню, включая карабин 1612 года – редкий образец западноевропейского декоративного оформления оружии.

Показывая преимущественно русское косторезное искусство нескольких столетий (с конца ХVII до начала ХХ веков), выставка затрагивает и западноевропейскую традицию. Это позволяет более рельефно показать особенности русского искусства резьбы по кости, его своеобразие.


Особая тема – резная костяная икона. Известные с древности миниатюрные костяные иконы, продолжавшие византийскую традицию, к ХVIII веку превратились в крупные произведения своеобразной стилистики. Показательны иконы с одним сюжетом, которые демонстрируют авторское своеобразие их создателей при неукоснительном следовании сложившемуся канону. Особо отметим, что целый ряд произведений этого мало исследованного направления искусства резьбы по кости представлен на выставке впервые.
Экспонаты выставки демонстрируют все виды обработки кости. Это резьба неглубокого контура, гравировка и рельефная моделированная резьба, сквозная резьба на проем (часто с подложкой из фольги, слюды или ткани). Использовались мастерами также окраска или протравка натуральными красителями. Менее характерна для России объемная скульптурная резьба по кости, что опосредованно можно связать с неприятием скульптуры православной церковью.

Наиболее ранние упоминания резьбы по кости на Руси имеются в византийских источниках ХII века. Еще в XII веке прославился некий “резчик из руссов”. Искусство резьбы по кости особенно высоко было развито на Русском Севере. Художественной резьбой по кости занимались сольвычегодские, великоустюжские, псковские, новгородские мастера. Но наиболее известными стали Холмогоры Архангельской губернии. Изделиями русской работы восхищались многие иностранцы, приезжавшие в Московское государство в XVI-XVII веках.
В XVII веке Москва была центром художественной культуры, где жили лучшие русские и иностранные мастера самых разных специальностей. В мастерские Оружейной палаты Московского Кремля вызывались наиболее прославившиеся на Севере мастера-косторезы. Известны записи о приезде в Москву семьи Шешениных, которые украшали узорчатой гладкой резьбой из травных орнаментов различные бытовые предметы из кости: ларцы, гребни, украшения, а также принимали участие в реставрации трона Ивана III, выполненного в XV веке греческими мастерами. Московская Оружейная палата являлась своеобразной школой, в которой приезжие мастера знакомились с европейской культурой. Изделия из резной кости получали распространение среди бояр, богатых купцов, зажиточных крестьян.

Мастера всегда старались учитывать особенности материала, а также сочетать декор с формой предмета. Впечатляет и та стремительность, с которой северные мастера отражали в своем творчестве стилистические процессы, характерные для европейского искусства. Этому способствовало то, что Поморье было важнейшим центром деловых и культурных связей с Западом. С XVI века через русский Север проходили торговые пути на Запад и Восток. Через Холмогоры и Архангельск англичане, голландцы, немцы и французы везли товары в Москву, по Волге переправлялись к берегам Персии. К ХVIII веку с волной иноземных влияний приходит мода на изделия из кости. Они получают широкое распространение среди высшей аристократии.

Своим косторезным и токарным искусством прославились петербургские мастера XVIII-XIX вв. Многие из них были уроженцами Холмогор и других художественных центров русского Севера. Известно, что Петр I необычайно увлекся резьбой по кости после своей поездки на Север и в Европу. Строительство новой столицы России, Петербурга, сопровождалось заказами на изготовление богатых нарядных вещей для императорского двора, способствуя активному развитию промысла. Первым петербургским резчиком по кости и перламутру был земляк М.Ломоносова, будущий великий русский скульптор Федот Шубин. Этот этап в развитии косторезного искусства завершил Осип Дудин, образованнейший человек, любитель книг. В XIX веке в Санкт-Петербурге создавали из слоновой кости небольшие камерные скульптуры, предназначавшиеся для украшения кабинетов или гостиных дворянских особняков. Эти изделия неизвестных мастеров исполнены профессионально, моделированы с особой тщательностью, однако характер резьбы существенно отличается от работ холмогорских резчиков, демонстрируя близкое знакомство с «ученым» академическим искусством.
Выдающееся искусство холмогорцев стало причиной широкого проникновения их произведений в обиход царского двора. Им заказывали подношения императорской семье, дипломатические подарки. Мастеров подчас приглашали в обе столицы для исполнения важных заказов. Помимо О.Дудина, широкую известность также получил И.Верещагин (родственник известного живописца).

В качестве поделочного материала кость использовали и сибирские народы, которые делали из кости охотничьи и рыболовные принадлежности. Художественная резьба стала использоваться ими гораздо позже. Распространению резьбы по кости как вида декоративного искусства способствовало переселение мастеров с Русского Севера. Так зародились первые мастерские по художественной обработке кости в Тобольске.

Выставка будет работать до 14 июля 2013 г.

Поделиться в соцсетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Система Orphus