Графика

Графические произведения поступали в музей с момента его основания – с 1923 года.
Фонд включает в себя свыше 14000 единиц хранения. Это произведения оригинальной и печатной графики, большей частью XVIII–начала XX вв.: архитектурные чертежи, пейзажи, древнерусские памятники зодчества (акварели, гуаши, рисунки, а также гравюры, литографии, фотогравюры, линогравюры). Кроме того, фонд хранит издания по истории русской архитектуры, по древнерусскому декоративно-прикладному искусству, истории славянского и восточного орнамента, архитектурным видам Москвы, издания по истории русского иконописания.
Каталог

 

В фонде имеется коллекция открыток различной тематики c конца XIX в. В состав фонда входит и масляная живопись: главным образом портреты владельцев подмосковной резиденции Коломенское – великих князей и царей московских, а также портреты государственных и военных деятелей, пейзажи, натюрморты, картины на мифологические сюжеты; есть здесь и копии уникальных графических материалов.
Собрание графики тематически связано с историей Коломенского и спецификой сложившихся в музее коллекций.
 Царь Алексей Михайлович (1645-1676)

Копия первой половины XVIII в. с парсуны XVII в.

Холст, масло

Экспозиция «Вехи истории Коломенского»
В Передних воротах государева двора в Коломенском

Наиболее значимой частью фонда стали изображения Коломенских дворцов XVII –XIX вв. Среди них гравюра с изображением дворца Алексея Михайловича Романова  1673 года – копия с гравюры Фридриха Гильфердинга, запечатлевшего дворец за четыре года до его разборки.

 Гравюра «Вид Коломенского загородного старинного летнего дворца близ Москвы»  1800-1810 – е гг.

По оригиналу Гильфердинга 1760-х гг.

Экспозиция «Вехи истории Коломенского»
В Передних воротах государева двора в Коломенском

Дворец XVII в. представлен в серии гуашей, выполненных в 1830-х гг. и поступивших из коллекций  известных московских собирателей А.П.Бахрушина и П.И.Щукина. В это же время появилось несколько чертежей дворца, раскрашенных акварелью, приписываемых архитекторам Московской дворцовой конторы.

Неизвестный художник
Гуашь «Изображение Коломенского дворца с запада»
1830-е гг.
Экспозиция «Вехи истории Коломенского»
в Передних воротах государева двора в Коломенском
Гордостью коллекции являются очерки-гравюры с рисунков французского мастера Жерара Делабарта, работавшего в России более двадцати лет и запечатлевшего окрестности Москвы и Подмосковья в 1793-1797 гг.
 Лори, Габриэль; Лори Матиас «Вид с галереи царского дворца в Коломенском – места рождения императора Петра I»

По рисунку Ж.Делабарта

Очерковая гравюра с акварельной раскраской 1798 г.

Экспозиция «Вехи истории Коломенского»
В Передних воротах государева двора в Коломенском

Ценной частью фонда стала архитектурная графика: это чертежи зданий Коломенского, отдельных построек Соловецкого монастыря, Николо-Перервинского монастыря, московских церквей и иконостасов (не всегда сохранившихся). Фасады, разрезы, планы, обмеры выполнены архитекторами XIX в., среди которых есть известные имена: Е.Д.Тюрин, Н.А.Шохин, В.С.Критский.

Архитектор Е.Д.Тюрин

Чертеж «Фасад вновь выстроенного дворца в селе Коломенском»

1825 г.

В фонде имеются редкие альбомы по древнерусскому зодчеству середины XIX в. известного зачинателя научной реставрации в России Ф.Ф.Рихтера, а также издания исследователя национального зодчества В.В.Суслова. Есть альбомы знаменитого издателя «Древностей Российского государства» художника-археолога Ф.Г.Солнцева, альбомы собирателя и исследователя отечественной культуры Д.А.Ровинского с видами Соловецкого монастыря и его же собрание лубков, опубликованное в 1893 г.
“Одежда царская XVII столетия”
Лист из альбома «Древности Российского государства»

Хромолитография Ф.Дрегера по рис. Ф.Солнцева

Времена года
Лубок из собрания Д.А.Ровинского.
Конец XVIII в.
Экспозиция «Вехи истории Коломенского»
в Передних воротах государева двора в Коломенском

Фонд имеет в своем распоряжении и популярную серию альбомов  А.А. Бобринского начала XX века по народным русским деревянным изделиям, здесь хранится издание русских портретов XVIII-XIX столетий, предпринятое великим князем Николаем Михайловичем.

От известного коллекционера А.В.Руденцова поступили в музей 33 миниатюры в технике эгломизе русской работы конца XVIII-начала XIX вв. Они крайне редки, большинство их давно утрачено в связи с хрупким материалом и невозможностью реставрации.

Среди приобретений последних лет бесценное собрание гравированных географических карт XVII- XVIII вв. –  иностранная картография России, полученные от московского коллекционера А.Л.Кусакина, живописные и графические портреты правителей России и европейских монархов  – современников первых Романовых, портреты выдающихся исторических деятелей России, участников войны 1812 г.

Музей собирает также работы советских и  современных художников, среди них – С.М.Харламов, представленный серией линогравюр на тему средневековой Руси, В.И.Власов – серией офортов, запечатлевших сохранившиеся памятники древнерусского зодчества, И.А.Манухов – акварелями по мотивам архитектуры прошлого, Б.К.Шаповалов, представленный серией линогравюр по памятникам Коломенского.

Ян Ван Койлен

Гравюра «Карта Белого моря»

Амстердам. 1680 г.

Алио Август-Мария

Рисунок «Портрет императора Александра I»

Конец 1820-х гг.

Ян Мюллер по портрету Исаака Питера

Гравюра «Кристиан IV, король Дании и Норвегии»

Бельгия. 1625 г.

 

2016-02-10_132657

Ф.Г. Сидо

Портрет Екатерины Ивановны Нелидовой

Россия. 1780-е годы

Стекло, металл желтый и белый, черный лак,

цветная паста; эгломизе

Поделиться в соцсетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter