Памятники

Ансамбль бывшей подмосковной усадьбы Люблино начала XIX века

Все чудом сохранившиеся здания усадьбы Люблино являются памятниками культурного и исторического наследия России. В 2005г. территория исторической усадьбы, главный господский дом-дворец, а в 2007г. и здание театральной школы вошли в состав Московского государственного объединенного музея-заповедника и стали объектами музейного показа. В остальных перестроенных в советское время исторических зданиях-памятниках – в доме управляющего, театре, пансионе для дворянских детей, на территории конного двора – размещаются сторонние организации.

Главный господский дом-дворец

В композиции усадьбы главный дом-дворец занимает особое место, так как расположен ассиметрично по отношению к остальным усадебным постройкам и стоит на высоком холме, над прудом, в окружении живописного парка.
1Архитектура и художественное убранство дворца, вдохновленные великими образцами античного искусства, отвечают изысканному вкусу московского ампира эпохи Александра I.  Об этом говорят четкие и соразмерные очертания здания, продуманные архитекторами Р.Р.Казаковым и И.В.Еготовым до мелочей.
2Дворец украшен барельефами и росписями интерьеров парадных залов на античные сюжеты. Над росписями работали итальянец Доменико Скотти, а также крепостной мастер Лука. Барельефы усадебных зданий, предположительно, выполнял известный московский скульптор Гавриил Тихонович Замараев (1758–1823), который  сотрудничал с И.В.Еготовым и был знаком с Н.А.Дурасовым, заказавшим ему барельефы на фасаде Никольской церкви в своем подмосковном селе Царёво.

Необычна форма дворца – трехэтажное купольное центрическое здание павильонного типа. Сочетание в плане равноконечного креста и круга являет собой совершенно оригинальное решение, которому трудно найти аналогии среди русских усадебных построек. Синтез этих фигур символизирует полноту бытия: четырехконечный крест воплощает идею земного совершенства, а круг – совершенства небесного.
3

Зодчие объединили все четыре крыла дворца колоннадами открытых галерей, включив их в круговую парадную анфиладу. Этот прием подчеркивает  органическую связь архитектуры дворца с окружающей природой.
4В классицизме круговая колоннада зачастую символизировала античный храм, а здесь она стала знаком посвящения здания античному божеству – Аполлону, скульптура которого венчала его купол. В 1904г. во время сильного урагана она была сильно повреждена. После восстановительных работ на куполе дворца воздвигли новую статую – Геркуланянки – в античной одежде (копия скульптуры из Дрезденской галереи), которая и сегодня украшает здание.
5Планировка дворца восходит к проектам итальянского архитектора XVIв. А. Палладио, а также теоретика французского классицизма XVIII столетия Ж.-Ф. Неффоржа. Ряд исследователей предполагает также, что архитектурное решение дворца приближается к более раннему французско-шведскому проекту «Салон Аполлона» («Храм Знаний, или Монпарнас»), созданному Никодемусом Тессином Младшим в 1700-е годы как архитектурный панегирик Людовику XIV – королю-солнцу.

Позднее один из гостей усадьбы, И.Г.Гурьянов, написавший в 1825г. первый московский путеводитель и посвятивший на его страницах усадьбе Люблино особый раздел, отмечал:  «С первого взгляду можно почесть дом сей храмом, а, рассматривая подробнее все части сего прекрасного здания, нельзя не удивиться искусству зодчего; дом сей походит весьма много на сельские дома около Рима и с легкостью архитектуры имеет в себе нечто величественное, скрывающееся под формою милой сельской простоты».

Дворец можно обойти справа  налево, повторяя круговорот солнца, лучи которого, как искусный художник, окрашивают фасад здания с юго-востока. Полюбуйтесь  изяществом  линий дворца и круговой двухрядной анфиладной колоннадой, образующей открытые площадки-балконы, поднимающиеся до второго этажа.
6Посвящение дворца Аполлону – богу солнечного света и покровителя искусств – обуславливает  солярную (солнечную) символику  внутренних помещений.  Согласно модным тенденциям, существовавшим на рубеже XVIII–XIX столетий, особенно актуальной в этот период была традиция оформления парадных столовых, таких как центральный круглый зал дворца.
7Декоративное решение пространства Парадной столовой дворца и  цвет ее росписи в розовой сияющей гамме соответствуют теме утра. Своеобразным источником сияния является фигура богини красоты и любви Венеры (Афродиты), изображенной  на плафоне зала «Туалет (Триумф) Венеры». Перед нами имитация «открытого» купола, характерная для северных построек. На живописном панно Венера летит по небу в колеснице, запряженной парой лебедей. Ее сопровождают  спутницы – богини времен года Оры, которые подают красавице зеркало и украшения. Амуры – предвестники рассвета – разгоняют ночную тьму трещоткой  и  факелом, но ранние лучи солнца уже осветили прозрачную лазурь неба. Солнечные блики словно отражаются в рисунке паркета, выполненном в виде античного орнамента «меандр», символизирующего движение солнца.
8Изысканным украшением зала служит модный в то время бутафорский прием – имитация объемных барельефов, образующих единый декоративный фриз, который, как и полуколонны, оформлены в модной технике гризайль. Над каждой из четырех дверей Круглого зала представлены античные сюжеты, которые вполне соответствуют общей тематике зала с его культом прекрасного:  «Жертвоприношение», «Аполлон-Феб лучезарный на колеснице», «Аполлон и музы», «Поклонение богу любви Амуру».
9Центральный Круглый зал, задуманный хозяином и архитекторами как античный атриум, был своего рода домашним храмом – символом родовых традиций, хранителем старины. Известно, что во время Отечественной войны 1812 года дворец и усадьба Люблино не пострадали от нашествия французов, а сам Н.А.Дурасов принял активное участие в народном ополчении.

В честь этих событий некоторые  росписи Круглого зала могли быть выполнены после войны и Заграничных походов русской армии. Так, над окнами изображены греческие и римские исторические и военные деятели, а выше – модные в то время росписи с военной тематикой – алагерки (от фр. à la – как; guerre – война).  Поверженные враги, военные доспехи, лавровые ветви и  музыкальные инструменты  символизируют земные страсти и жажду славы, завоеванной в битве.

10Гирлянды  роз  говорят о тщетности земных устремлений воюющих сторон, которым противопоставлена божественная любовь в образе Амуров, возвышающихся над суетностью земного бытия и призывающих к миру. Напомним, что после изгнания Наполеона из России, его капитуляции и взятия Парижа император Александр I стал прилагать усилия к установлению европейского мирного союза.

Любопытна семантика двух противоположных фризов этого зала. Один находится прямо напротив двери, ведущей из гардероба: на маске (маскароне), символизирующей поверженного врага, находится повязка с латинским словом «сaliandri». В переводе с латыни оно означает «пышную женскую прическу из накладных волос». Один из Амуров указывает на голову женщины с такой прической. Можно предположить,  что, согласно классической символике дворца, в этом медальоне художник изобразил жрицу Аполлона Сивиллу, предсказательницу судьбы с характерными для нее атрибутами – пышной прической и Книгой «Оракулы Сивилл». Сохранилось похожее изображение  фригийской сивиллы Лампусы, которая  происходила из рода греческого прорицателя Калханта, участника Троянской войны.
11На противоположном фризе в овальном медальоне  написана группа людей. Мы знаем, что Парадная столовая дворца – своеобразный символ памяти о ратных доблестях предков Николая Алексеевича Дурасова. Но только ли ратной славе посвящены эти росписи?

Детальнее рассмотрев надпись на повязке, обвивающей голову маскарона,  читаем латинское слово imitatio, т.е. имитация, воспроизведение, уподобление  кому-либо или чему-то. И это  неслучайно, поскольку группа людей представляет собой, скорее всего, воспроизведение семьи Дурасовых. Матушка, Аграфена Ивановна, левой рукой словно  благословляет своих четырех детей: сына Николая, на которого показывает кистью художника Амур, а также дочерей – Екатерину, Аграфену и Степаниду.

12Внимание привлекает также  загадочная фигура  поверженного мужчины, на которого указывает второй Амур.  Можно предположить, что в этом человеке воспроизведен образ отца – Алексея Федоровича,  умершего около 1782 года.

Напрашивается вывод, что, следуя стилистике классицизма, а также моде эпохи Просвещения,  Д.Скотти, несомненно, по заказу хозяина, аллегорически изобразил семью Дурасовых, окружив ее  Амурами и  причислив тем самым  к сонму античных богов.

В соответствии с символикой назначения залов дворца Мраморный бальный зал обозначал день. Все в его убранстве напоминает о радостях солнечного дня, танцах, музыке, поэзии и любви. Стены и изящные полуколонны покрыты искусственным мрамором желто-розовых и светло-зеленых оттенков в модной технике «стукко».
13Зал богато украшен барельефами с изображениями богов и героев Олимпа. Над входной дверью в зал на барельефе представлен сюжет «Поклонение Амуру» –  своеобразное вхождение в тему красоты и любви. Напротив, над большим торцевым окном, эта тема продолжается на другом прямоугольном барельефе  «Три танцующие грации (хариты)». Спутницы Венеры,  три грации Аглая — «радость», Талия — «свежесть», Евфросина — «благодарность» легко кружатся в танце.

14Эти две композиции указывают на специфику бального зала – места поклонения искусству, любви и красоте, которые через образы героев-богов переданы в лепных медальонах, расположенных вдоль стен над огромными окнами и дверьми, выходящими на анфиладную галерею.

На четырех крайних круглых барельефах по обеим стенам зала  запечатлены аллегории времен года: Зимы, Весны, Лета и Осени. Остальные медальоны передают известные античные сюжеты: «Муза Каллиопа и Орфей», «Аполлон и Орфей»,  «Венера и Адонис», «Диана и Эндимион», «Ганимед, кормящий медом Зевса-орла», «Амур, ужаленный пчелой».
15

Два центральных медальона тематически связаны друг с другом любовной темой.   На левой стене от входа в зал представлен сюжет «Ганимед, кормящий медом Зевса в облике орла». Олимпийские боги любили вкушать мед – символ любовной страсти.  Именно это восхитительное чувство, свойственное человеку, уподобляет его бессмертным богам.  В центре правой стены изображены виновники любовных грез: Амур (Эрос) и его мать, прекрасная Венера (Афродита). На барельефе «Амур, ужаленный пчелой»,  показана сцена, описанная древнегреческим поэтом Феокритом:

16

«Эрос однажды, воришка, сердитой был пчелкой ужален…

Соты из улья таскал, а она ему кончики пальцев

Больно ужалила вдруг. Дул себе он на ручку от боли…

потом Афродите ранки свои показал и, жалуясь, — «вот, мол,

какая крошка-пчела… нанесла мне ужасные раны!»

Мать же его засмеялась: «А разве ты сам-то не пчелка?»

Тоже ведь крошка совсем, а какие ты раны наносишь!»

Кульминацией развития темы любви, красоты и  обретения бессмертия является композиция плафона «Пир Вакха на острове Наксос».  Здесь изображен роскошный праздник Вакха (Диониса) со свитой по случаю  его женитьбы на критской царевне Ариадне.  Царевна  полюбила храброго юношу Тезея и помогла ему победить Минотавра. Однако Тезей, по воле богов, оставил возлюбленную на острове Наксос. Бог веселия и виноделия, Вакх  женился на Ариадне. В центре композиции изображены новобрачные. Амур уже выпустил свою стрелу, и царевна, приобщаясь к таинству Олимпийцев, становится бессмертной.

17

В северо-западном крыле первого этажа располагается Колонный зал, или Розовая гостиная. Благодаря своему расположению, розовато-серебристым тонам стен и колонн, зал соответствует вечерней символике.  Лучи заходящего солнца освещают два украшенных лепниной портика, поддерживаемые колоннами, облицовка которых выполнена в технике «стукко», имитирующей розовый мрамор.  Потолок словно представляет собой звездное небо, «отражение» которого передано в рисунке паркета. Зал словно разделен на три части. Над входом и окнами изображены аллегории времен года. Полихромная живопись в торцах зала демонстрирует виды парка «в английском вкусе», который окружал дворец в XIX столетии.
18

Четыре живописных панно, украшающих цилиндрический свод зала, связаны с мифологическими сюжетами трех зодиакальных созвездий. Панно «Миф об Актеоне» — созвездие «Гончих псов», а «Суд над нимфой Каллисто» — созвездие «Большой и Малой медведицы, Волопаса.
1920 Эти созвездия на небосклоне соседствуют с созвездием Северной Короны, которое  представлено на других двух диагонально  расположенных  живописных панно Колонного зала: «Вакх и Ариадна», «Пир Вакха и Ариадны».

2122

Богатство и пышность интерьеров парадных залов дворца контрастирует с лаконичным решением его фасадов. Фасады всех четырех корпусов одинаковы и предельно просты по обработке. Продольные стены представляют гладкую поверхность с хорошо уравновешенным отношением плоскости окон к массе стен. Торцевые стены крыльев акцентированы тройными окнами с пилястрами и барельефами над ними.
23

Из парадных залов дворца две лестницы ведут на второй, антресольный, этаж и выше – в бельведер. Этот зал с большими полуциркульными оконными проемами и купольным перекрытием создает впечатление открытого воздушного пространства. В 2012 году воссоздана художественная роспись потолка и стен бельведера.   Современники отмечали характерную особенность здания: из всех его помещений, особенно из бельведера, открывались не только виды на усадьбу, но и на окрестные луга и поля, отдаленные панорамы города, на Москву-реку, царское село Коломенское и Николо-Перервинский монастырь.
24

После смерти Н.А. Дурасова в 1818 г. все последующие владельцы усадьбы старались сохранять внешний облик и интерьеры дворца. После Октябрьской революции в здании размещались различные организации, в результате сам дворец и его интерьеры постепенно разрушались. Исчезли перекрытия открытых галерей; капители колонн были полностью утрачены, лишь на некоторых уцелели отдельные элементы. Белый камень цоколя имел значительные выбоины, к тому же был покрыт масляной краской. С 1948 г. во дворце располагались сначала Морской гидрофизический институт АН СССР, а затем Институт океанологии АН СССР, который был выведен из дворца в конце 1990-х годов.
25В 1999–2004 гг. во дворце провели реставрационные работы, что способствовало сохранению первоначального вида здания. В процессе реставрации  были укреплены и отреставрированы фасады, интерьеры, живопись и лепные архитектурные детали. Первоначальный вид обрели три уникальных парадных зала, была восстановлена первоначальная объемно-планировочная структура дворца.

Сегодня посетители могут увидеть дворец таким, каким он был 200 лет назад.

26

Двухэтажная театральная школа, расположенная рядом с господским домом-дворцом, начинала ряд усадебных построек. Все постройки были выровнены в линию главной аллеи: театр, пансион для дворянских детей, оранжерея и в глубине участка –  конный двор.

2014-12-22_130805

Здание школы состояло из двух флигелей, «совершенно одинаковых по архитектуре, увенчанных башенками». Ряд исследователей считает, что в одном из них жили актеры, а в другом – располагались учебные помещения. Флигели были соединены открытой галереей, которая по своей архитектуре перекликалась с колоннадой дворца. Главные фасады обоих флигелей были украшены барельефами – «фризами танцующих фигур».

В советские годы Театральная школа была сильно перестроена. В  1932  г. её флигели объединили двухэтажным корпусом, в котором открыли восьмилетнюю школу. Прошло время, владельцы школы менялись, и до 2007 г. здесь располагался городской Клуб юных автомобилистов.
2014-12-22_131158

В 2010 году Московский государственный объединенный музей-заповедник начал работу по воссозданию памятника. Здание приобрело исторический вид. Как и в старину, сегодня театральная школа располагается непосредственно рядом с дворцом. Оно предваряет ряд зданий-памятников, находящихся на бывшей въездной аллее  исторической усадьбы – сегодня это улица Летняя. Работы по  воссозданию и оформлению внутренних помещений школы продолжаются в целях их приспособления к музейному использованию.
2014-12-22_131411

О люблинском театре, к сожалению, имеется очень мало сведений. Само здание сохранилось, но в сильно перестроенном виде, и используется  сторонней организацией. По свидетельству современников, люблинский театр входил в число двадцати крупнейших усадебных театров России. В его труппе было занято около 100 крепостных. Англичанка мисс К.Вильмот писала своей сестре о посещении театра во время праздника, устроенного Н.А.Дурасовым в честь приезда к нему в усадьбу княгини Е.Р.Дашковой 4 октября 1806 г.: «Все было как в волшебном замке. После обеда мы прогуливались, а вечером все… собрались на театральном представлении. Сам театр и декорации были очень нарядны, и исполнение актеров весьма порядочное… В перерывах между пьесой и фарсом был балет»…
2014-12-22_131436

Представления давали два раза в неделю. Репертуар состоял из пьес  А.Коцебу, В.А.Майкова и многих других авторов. Хор певчих из Люблино считался одним из лучших в России. Известно, что у Дурасова был и роговой оркестр.

2014-12-22_131452   2014-12-22_133424

Руководил труппой и обучением актеров известный артист, писатель и педагог П.А.Плавильщиков (1760–1812). Мастерство люблинских крепостных артистов достигало высочайшего уровня, впоследствии многие из них, получив вольную, переходили на подмостки Императорской сцены в Санкт-Петербурге и Москве.
2014-12-22_133446После смерти Н.А.Дурасова в 1818г. началась новая история усадьбы, хозяева которой менялись, а театр прекратил свое существование.

В настоящее время, как и бывший театр, перестроены и находятся в ведении сторонних организаций бывший  пансион для дворянских детей-сирот и часть оранжереи.

2014-12-22_1335132014-12-22_133458

Поделиться в соцсетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter