Выставка «Мир подмосковной усадьбы» открылась в Таганрогском художественном музее

20 сентября в Таганрогском художественном музее открылась выставка «Мир подмосковной усадьбы», которая продолжит свою работу 12 ноября 2017 года. Организатор: Московский государственный объединенный музей-заповедник «Коломенское–Измайлово–Люблино».

Начало этому проекту положил выставочный проект «Праздники в усадьбах», который проводился Московским государственным объединенным музеем-заповедником в сотрудничестве с музеями-усадьбами Останкино, Архангельское и Кусково, а также частными коллекционерами в 2014–2015 годах в усадьбе Н.А. Дурасова в Люблине. Этот выставочный проект позволил углубленно взглянуть на праздничный быт усадеб. Собранный материал лег в основу настоящего выставочного проекта, представляющего непосредственно праздники в подмосковных усадьбах, которые стали олицетворением культуры московского дворянства.

 

Выставка «Мир подмосковной усадьбы» в 2015–2017 годах с успехом прошла в Дагестанском музее изобразительного искусства имени П.С. Гамзатовой в городе Махачкале, в Астраханском государственном объединенном музее-заповеднике, в Краснодарском краевом художественном музее им. Ф.А. Коваленко и в Государственном музее-заповеднике М.А. Шолохова в станице Вешенской. Теперь выставочный проект принимает Таганрогский художественный музей.
Русская усадьба стала олицетворением дворянской культуры. Последняя четверть XVIII и первая половина XIX столетия считаются золотым веком русской усадьбы, когда она сформировалась и продолжила свое существование как синтетическое произведение искусства.

Говоря о подмосковных усадьбах, невозможно не вспомнить о наиболее известных – дворцы графов Шереметевых в Останкине и Кусково, усадьба Архангельское князей Юсуповых, усадьба Н.А. Дурасова в Люблине, усадьба Влахернское-Кузьминки князей Голицыных и др.

На рубеже XVIII и XIX веков сложилась культурно-политическая оппозиция усадебной вольной Москвы официальному служилому Петербургу. В подмосковном усадебном быту органично сочетались как аристократическая роскошь, так и любовь к простым развлечениям, где главным было не стремление отдать дань господствующей моде, но сделать так, чтобы каждый гость погрузился в атмосферу праздника и веселья. Потому программа усадебных увеселений составлялась весьма тщательно, продумывалось все до мелочей, в них включались и природа, и парковая архитектура, и искусство, и фантазия. Хозяева подмосковных усадеб стремились сделать каждый праздник исключительным, запоминающимся. Кроме того, для владельца усадьбы устройство праздника являлось частью светского ритуала, определенной формой общения. Праздник свидетельствовал о его статусе и благополучии, осведомленности в вопросах искусства и строительной моды, а также о его вкусе.

Собираемые поколениями обитателей усадеб библиотеки, коллекции живописи и декоративного искусства, уникальность садово-парковой архитектуры и усадебного зодчества – всё это наделяли усадебный быт эстетикой и превращали усадьбу в место хранения родовой памяти и истории культуры в целом. Таким образом, многочисленные коллекции, собиравшиеся в усадьбах, дают полное представление о вкусах и пристрастиях русского дворянства той поры.

На выставке  представлены больше двухсот подлинных предметов из фондов МГОМЗ и Таганрогского художественного музея. Это, прежде всего, старинная посуда из фарфора и стекла Императорских стеклянного и фарфорового заводов, изделия знаменитого Товарищества М.С. Кузнецова, фабрики Гарднера, завода братьев Корниловых, составлявшие часть сервировки парадных застолий, костюмы и дамские аксессуары, мебель, предметы интерьера русской и французской работы, старинные музыкальные инструменты и живописные полотна.

Особым разделом выставки стала реконструкция забытых и вышедших из широкого употребления тортов и других сладких блюд чайного стола мастера-кондитера Алдиса Бричевса.

Поделиться в соцсетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Система Orphus