Задние ворота, усадьба Измайлово

На территории Измайловского острова находятся Парадные Передние и Задние ворота. Вместе с каменной оградой и службами по периметру государева двора они были выстроены в 1682-1683 гг. Данные строения огорождали дворцовые хоромы. Общий архитектурный замысел Измайловского Государева двора принадлежал еще Алексею Михайловичу и его строительство продолжил его сын, Федор Алексеевич.

Государев двор занимал всю центральную часть острова. Задние ворота использовались, когда в них въезжали на Остров со стороны Стромынской дороги через Вислую плотину и стоявшую рядом с ней проездную шатровую, рубленную из дерева башню.
Ворота с широким проездом и двумя узкими проходами имели над первым ярусом расписанные «черлянью и белилами» чердаки и гульбища. Над аркой проезда крепились часы – «два круга указных часовых». Завершал ворота шатер, покрытый «белым немецким железом». Такой же вид имели и Передние ворота, построенные по одному чертежу с Задними.
Задние и Передние ворота сохранились и до наших дней. В 1840-х гг. по проекту К.А. Тона был заново создан высокий парапет над нижним проездным ярусом.
Архитектурное решение ворот выполнено в стиле «московского» или «нарышкинского» барокко. В решении первого яруса ощутимо влияние западноевропейской архитектуры барокко. Широкий проезд располагается строго по центру нижнего яруса. Узкие боковые входы размещены симметрично по сторонам от него. Значение центрального входа подчеркнуто двумя парами белокаменных колонн на высоких четырехгранных постаментах. Гладкие колонны также декорируют и углы нижнего яруса. На сдвоенные колонны опирается архивольт, повторяющий арку главного входа. Такое дублирование конструктивной и декоративной арки широко использовалось в архитектуре барокко.
Архитектура второго яруса принадлежат старомосковскому зодчеству. Строго по центру ворот поставлен восьмерик, завершенный шатром с окнами-слухами. Форма граненых восьмерика и шатра, треугольные наличники окон несут в себе отголоски прошлого. Такая стилистическая неоднородность в архитектуре одного сооружения наглядно иллюстрирует процесс освоения европейской традиции в московском зодчестве последней трети XVII столетия.

Поделиться в соцсетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Система Orphus