«Созвездие Рахманинова»

Коломенское, Фойе «Театральной хоромины»
дворца царя Алексея Михайловича

12 апреля (воскресенье) в 14:00

Третий концерт цикла «Гнесинские музыкальные встречи» посвящен творчеству Сергея Рахманинова.

В программе:   
Струнный квартет № 1 соль-мин.
Виктория БЕЛОГЛАЗКИНА (скрипка)
Ан Хи ЧЖИН (скрипка)
Анна БИРЮКОВА (альт)
Иван ЛИФАНОВ (виолончель)
Элегическое трио №1 соль-минор
Хорхе ЛОПЕС (фортепиано)

Полина НОВИКОВА (скрипка)
Валерия РУПАСОВА (виолончель)
Шесть пьес для фортепиано в 4 руки, ор.11
Полина ПИРКОВА
Софья ИСРАФИЛОВА

«Я русский композитор, — говорил Рахманинов, — и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды». Все важнейшие события русской общественной и художественной жизни отразились в его творчестве, оставив неизгладимый след. Присущее Рахманинову остро-лирическое ощущение эпохи неизменно связывалось с образом горячо любимой Родины, с беспредельностью ее широких далей, мощью и буйной удалью ее стихийных сил, нежной хрупкостью расцветающей весенней природы.

Дарование Рахманинова проявилось рано. Учиться играть на рояле он начал в 4 года; был принят в Петербургскую консерваторию, где, предоставленный самому себе, изрядно бездельничал, а в 1885-м его перевели в Московскую консерваторию. Здесь Рахманинов занимался по классу фортепиано у Николая Зверева. Живя в его пансионе, он прошел суровую, но очень разумную школу трудовой дисциплины, превратившую его из отчаянного лентяя и шалуна в человека исключительно собранного и волевого. В консерватории Рахманинов находился под сильным влиянием личности Чайковского, который, в свою очередь, следил за развитием своего любимца Сережи и по окончании им консерватории помог поставить оперу «Алеко» в Большом театре

Консерваторию Рахманинов окончил с Большой золотой медалью. К этому времени он уже был автором нескольких сочинений, среди которых — знаменитая Прелюдия до-диез минор, несколько романсов, опера «Алеко», написанная в качестве дипломной работы всего за 17 дней! Последовавшие за ними Пьесы-фантазии ор. 3, Элегическое трио «Памяти великого художника», Сюита для двух фортепиано, романсы, симфонические произведения — «Утёс», Каприччио на цыганские темы — подтвердили мнение о Рахманинове как о таланте сильном, глубоком, самобытном.

Жизнь в эти годы складывалась сложно. Решительный и властный в исполнительстве и творчестве, Рахманинов по натуре был человеком ранимым, часто испытывал неуверенность в себе. Мешали материальные затруднения, житейская неустроенность, скитания по чужим углам. Сильное потрясение, вызванное провалом его Первой симфонии, исполненной в Петербурге в марте 1897 г., привело к творческому кризису. Несколько лет Рахманинов ничего не сочинял. Зато активизировалась его исполнительская деятельность как пианиста, состоялся дирижерский дебют в Московской частной опере (1897). В эти годы он познакомился с Толстым, Чеховым, артистами Художественного театра, началась дружба с Фёдором Шаляпиным, которую Рахманинов считал одним «из самых сильных, глубоких и тонких художественных переживаний». В 1899 г. Рахманинов впервые выступил за рубежом (в Лондоне), в 1900 — побывал в Италии. А в начале 1900-х гг. произошло возвращение к творчеству. Новый век начался со Второго фортепианного концерта, прозвучавшего как могучий набат. Современники услышали в нем голос Времени с его напряженностью, взрывчатостью, ощущением грядущих перемен. В жизни Рахманинова наступает новый этап.

Всеобщее признание в России и за рубежом получает его пианистическая и дирижерская деятельность. В 1907 г. он принимал участие в Русских исторических концертах, организованных Дягилевым в Париже, в 1909 г. впервые выступал в Америке, где играл свой Третий фортепианный концерт. Интенсивная концертная деятельность в России и за рубежом сочеталась с не менее интенсивным творчеством. В музыке этого десятилетия с удивительной проникновенностью зазвучала «музыка поющих сил природы». Но в эти же годы ощущаются и другие настроения. Горестные думы о родине и ее грядущей судьбе, философские размышления о жизни и смерти порождают трагические образы Первой фортепианной сонаты, навеянной «Фаустом» Гёте, Симфонической поэмы «Остров мёртвых» по картине швейцарского художника Бёклина, многих страниц Третьего концерта. Постепенно усложняется музыкальный язык, исчезает столь характерное для Рахманинова широкое мелодическое дыхание. Таковы Вокально-симфоническая поэма «Колокола», романсы 34 и 38 опусов, Этюды-картниы ор. 39. Однако именно в это время Рахманинов создал произведения, исполненные высокого этического смысла, ставшие олицетворением непреходящей духовной красоты, кульминацией рахманиновской мелодийности — «Вокализ» и «Всенощное бдение».

4 декабря 1917 г. Рахманинов с семьей покинул Россию, как оказалось, навсегда. Более четверти века прожил он в США, и этот период был в основном насыщен изнурительной концертной деятельностью, подчинявшейся жестоким законам музыкального бизнеса. Значительную часть своих гонораров Рахманинов использовал для материальной поддержки соотечественников за рубежом и в России. Так, осенью 1941 г. более четырех тысяч долларов Рахманинов направил в фонд помощи Красной Армии.

Первые годы пребывания за границей Рахманинова не покидали мысли об утрате творческого вдохновения. «Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись родины, я потерял самого себя». Только спустя 8 лет после отъезда за рубеж Рахманинов возвращается к творчеству, создает Четвертый фортепианный концерт, Три русские песни для хора и оркестра, «Вариации на тему Корелли» для фортепиано, «Рапсодию на тему Паганини», Третью симфонию, Симфонические танцы. Эти произведения — последний, самый высокий рахманиновский взлет. Скорбное чувство невосполнимой утраты, жгучая тоска по России рождает искусство огромной трагической силы, достигающей своего апогея в «Симфонических танцах». А в гениальной Третьей симфонии Рахманинов в последний раз воплощает центральную тему своего творчества — образ Родины.

Билеты продаются в кассах Дворца царя Алексея Михайловича. Цена билета 350 рублей. Категория 6+

Уважаемые слушатели!
Вы сможете приобрести билеты на этот концерт он-лайн.
(максимальное количество билетов в одном заказе 4 шт. При желании приобрести большее количество билетов необходимо сформировать ещё один или несколько заказов)
button_buy_ticket

Информационные партнеры:
       

маршрут от Каширской, по территории и вход в зал

 

Информация о концерте по телефону: 8 (499) 614-21-32 (пн.  пт. 10.00 — 16.00)

Адрес: пр-т Андропова, д. 39, стр. 69, Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском (проезд до ст. м. «Каширская», последний вагон из центра)

Адреса всех концертных залов музея-заповедника и контактные телефоны, по которым можно уточнить информацию о предстоящих концертах, указаны здесь.

 Билеты на музейные экспозиции Коломенского и Измайлова можно купить только онлайн.